Погромы армян в Баку: свидетельства очевидцев, оценки политиков и общественных деятелей, публикации в прессе
В течение ближайших месяцев Panorama.am, как и было обещано, будет регулярно публиковать материалы, посвященные 23-й годовщине геноцида армян в Баку и 25-й годовщине сумгаитской трагедии, а также связанные с очередной годовщиной убийства армянского офицера Гургена Маргаряна в Будапеште.
Часть I
Давид Самойлов, поэт
18 января записал в своем дневнике:
«Потрясает дикость Азербайджана. Мысли только об этом».
Д. Самойлов. Поденные записи, журнал «Знамя», 1995, N3, стр. 162.
«Азербайджан не Литва. Националисты в Азербайджане тоже говорят о независимости, но их протест включил и кровавые погромы их армянских соседей».
Из статьи «Национализм в самом гнусном обличье», газета «Нью-Йорк Таймс», 19.01.1990г.
Андрей Кибрик (ученый, Москва)
«Массовые и неоднократно повторяемые убийства мирных граждан происходили в Азербайджане, а в Армении ничего подобного и близко не было!».
Журнал «Страна и мир», Мюнхен, 1990, N 1 (55).
Народный депутат СССР А. Воробьев: «Только давайте без дураков: не надо обвинять безымянных армян, будто они сами себя резали, или первыми начали, или сами бросались из окон… То, что происходит в Армении – не «внутреннее дело СССР», а всемирная беда. Мир людской должен, наконец, заявить, что он больше геноцид не допустит и не позволит».
Журнал «Огонек», 1990, N 14.
Кирилл Столяров, писатель, Москва
«Многие погромы совершались с особой жестокостью. 14 января группа лиц в количестве 30-40 человек ворвалась в квартиру престарелой четы Торосянов, где находились еще две их родственницы также преклонного возраста. Преступники избили всех, отобрали 3 с половиной тысячи рублей, насильно вывезли указанных граждан и их соседку Арутюнову за пределы города, облили бензином и подожгли».
Роман «Распад», Москва, «Олма-пресс», 2001 г.
«В течение пяти дней января 1990 года в столице Азербайджана Баку убивали, мучили, грабили и унижали представителей армянской общины. Беременные женщины и дети подвергались домогательствам, маленьких девочек насиловали на глазах родителей, на их спинах выжигали христианский крест. Людей преследовали только за их христианскую веру».
Из доклада, представленного на 17 сессии Комитета по ликвидации дискриминации против женщин ООН 17-25 июля 1997г.
Главный психиатр Баку А. Султанов
«Неужели те, кто бил, сжигал и хулиганил, не думали о том, что придется за все ответить? Неужели им кажется, что со слезами оставленное добро принесет кому-то счастье? Никогда!»
Газета «Бакинский рабочий», 1990, 24 марта.
Этибар Мамедов, один из лидеров Народного фронта Азербайджана
«Я лично был свидетелем того, как недалеко от железнодорожного вокзала убили двух армян, собралась толпа, их облили бензином и сожгли, а в двухстах метрах от этого находилось районное отделение милиции Насиминского района и там было где-то около 400-500 солдат внутренних войск, которые на машине проезжали в 20-ти метрах от этих горевших трупов, и никто не предпринял попытки по оцеплению района и разгону толпы».
Газета «Новая жизнь», 1990, N 5, (14).
Генерал Александр Лебедь
«Ловили и смертным боем били армян, заодно евреев, осетин, грузин и всех, кто в той или иной степени был на армян похож. Били, что называется, по лицу, а не по паспорту».
Из книги «За державу обидно».
Евгений Примаков, Председатель Верховного Совета СССР
«Мы были свидетелями, как при создавшейся ситуации, когда начавшиеся дикие антиармянские погромы привели к многочисленным человеческим жертвам, в считанные дни десятки тысяч армян лишились крова, были депортированы из республики».
Из выступления на сессии Верховного Совета СССР 5 марта 1990 года.
Николай Петрушенко, народный депутат СССР, полковник
«Как очевидец тех событий, я скажу, что весь Баку прекрасно знал, что в город будет введен комендантский час и что введут войска. А тут, в этом зале, руководители республики корчат из себя невинных, мол, не знали, не ведали, что войска войдут в Баку. При этом они в разгар погромов без конца обращались в Верховный Совет с просьбой о введении чрезвычайного положения на местах, в районах, но только не в Баку. Не потому ли они так поступали, что хорошо знали: “Народный фронт” фактически ввел “свой” комендантский час и “свое” чрезвычайное положение в Баку?!»
Из выступления на сессии ВС СССР 5 марта 1990 года.
Вадим Бакатин, министр внутренних дел СССР
«Руководство Азербайджанской ССР и, в частности, соответствующие органы не могли не знать, что на специально организованном митинге была заведомо организована провокация: мол, армяне убивают азербайджанцев. И тотчас же пять тысяч митингующих разбрелись по городу, имея на руках адреса армянских квартир. В этой ситуации трудно было что-либо предпринимать, особенно если учесть, что действия внутренних войск всячески блокировались тем, что бандиты прикрывались женщинами и детьми как живым щитом».
Из выступления на сессии ВС СССР 5 марта 1990 года.
Роберт Кушен, докладчик правозащитной организации Human Rights Watch
«Погромы не были полностью (или, возможно, полностью не) стихийными, так как погромщики имели списки армян и их адресов».
Conflict in the Soviet Union: Black January for Azerbaidzhan, Human Rights Watch, May 1991.
Гарри Каспаров, многократный чемпион мира по шахматам
«Армянские погромы в Баку никем не пресекались, хотя в городе было 11 тысяч солдат внутренних войск. Там находился первый заместитель министра внутренних дел СССР Лисаускас, а потом, чтобы курировать ситуацию от ЦК КПСС, прибыл и Примаков. Но никто не вмешивался до тех пор, пока зачистка не была произведена. Причем это не в местечке были погромы, а в огромном столичном городе, где стоят многоквартирные дома. В таком мегаполисе, как Баку, вести точечные операции толпа просто так не может. Когда погромщики целенаправленно идут из района в район и из квартиры в квартиру, это означает, что им дали списки, что есть ведущий. Заходили в армянские квартиры, грабили, убивали, насиловали. Кого-то из окон выбрасывали… Точного количества жертв я не знаю, но, по имеющейся информации, около 120 человек погибло».
Газета «Бульвар Гордона», 2 декабря 2008 г.
Алексей Васильев, офицер советской армии
«Еще не введен комендантский час, еще не введены войска, а армяне толпами ломятся на КПП с просьбой защитить, пропускаем по паспортам, где, как известно, указана национальность. Куда их девать? Где селить? Чем кормить? Командир группы, Ромка, азербайджанец по национальности, выходит по заданию «Особняка» в город, в гражданке. По возвращении сразу просит водки. Психует. Видел, как с балкона многоэтажки выбрасывали женщину. Голую. В костер из мебели. Мебель, понятно, из ее же квартиры. А потом. . . Потом боевик из Народного фронта размахивал с балкона ушами этой женщины. Если кто не понял, повторяю: это свидетельство азербайджанца, офицера, участника афганской войны, он был в шоке».
«Бакинские зарисовки», 1990г. Опубликовано на сайте artofwar. ru
«Число убитых на прошлой неделе в Баку армян уже превысило список сумгаитских жертв. Эта новая трагедия – прямое следствие того, что попытались, по сути дела, замолчать первую».
Андрей Пральников, «Раскаленный январь», «Московские новости», 21.01.1990г.
«Как только заработала паромная переправа в Красноводске, они хлынули в Москву тысячами, заполнили вокзалы и аэропорты. Старухи, о руки которых расисты гасили сигареты, полураздетые дети в домашних тапочках, женщины и мужчины с потухшими от горя глазами. Мы видели армян, которые оказались виноватыми лишь в том, что рождены армянами, и азербайджанцев, которых изгнали лишь за то, что их мать, отец, жена или муж другой национальности…»
Анатолий Головков, «Проникающее ранение», «Огонек», № 6, 1990.
Источник: www.karabakhrecords.info